Главная страница > База знаний > Аттестация педагогических работников. Даем ответы на вопросы педагогов
2024-05-21
Школьная педагогика
В статье обсудим порядок проведения аттестации педагогических работников и разберем ответы на вопросы учителей!
9 мин
С 1 сентября 2023 года вступил в силу новый порядок проведения аттестации педагогических работников. Приказ Минпросвещения 196 установил новые правила аттестации для учителей, и у педагогов возникло множество вопросов относительно изменений в процедуре аттестации. Министерство просвещения РФ совместно с Общероссийским Профсоюзом образования подготовили разъяснения и рекомендации для педагогов.
В этой статье мы подробно рассмотрим новый порядок аттестации педагогических работников, разберем рекомендации специалистов и ответим на часто задаваемые вопросы учителей.
Вопрос:_ _В порядке аттестации указано, что педагогические работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев из-за болезни, проходят аттестацию не ранее чем через год после возвращения на работу. В предыдущем порядке слово «подряд» было включено. Что значит отсутствие на рабочем месте «более четырех месяцев» в новом контексте?
Ответ: Аттестация педагогов СЗД проводится раз в пять лет. Процедура аттестации определяется распорядительным актом работодателя, который включает список педагогов и график проведения аттестации.
При составлении списков на аттестацию учитываются все основания, указанные в пункте 22 Порядка. Если педагог отсутствовал на работе более четырех месяцев (подряд или с перерывами) из-за болезни, работодатель должен это учитывать при корректировке списков и графиков аттестации.
Это означает, что работодатель обязан исключить из списка на аттестацию тех педагогов, которые отсутствовали на работе более четырех месяцев из-за болезни на момент проведения аттестации. Работников нужно уведомлять о предстоящей аттестации не менее чем за 30 дней, чтобы у них было время подготовиться.
Вопрос: В порядке указано, что аттестационная комиссия для педагогов организации создается из числа работников организации и состоит не менее чем из 5 человек. Как поступать сельским малокомплектным образовательным организациям, где, кроме директора, работают всего 5 педагогов?
Ответ: Аттестационная комиссия для педагогов формируются самостоятельно организациями, в которых работают педагоги. Обычно аттестационную комиссию формируют из сотрудников самой организации, включая членов коллегиальных органов управления, указанных в уставе. Кроме того, в комиссию обязательно включается представитель первичной профсоюзной организации, если такой орган существует.
Если в организации не хватает работников для формирования аттестационной комиссии, можно включить в её состав сотрудников других образовательных учреждений или методических служб. Это позволяет соблюдать требования, несмотря на малочисленность сотрудников.
Вопрос:_ _На каких основаниях педагогу может быть отказано в приеме заявления и в прохождении аттестации для установления квалификационной категории? В каких случаях отказ будет неправомерным?
Ответ:_ _Приказ Минпросвещения 196 не предусматривает оснований для отказа в приеме заявлений на аттестацию. Однако аттестационной комиссией может быть отказано в прохождении аттестации по следующим причинам:
Отказ в аттестации будет неправомерным, если он основывается на следующих причинах:
Вопрос: Аттестация учителей подразумевает, что сроки действия первой и высшей квалификационной категории не устанавливаются. Может ли администрация образовательной организации отменить доплату за первую или высшую категорию, если педагог перестал соответствовать установленным требованиям? Можно ли это закрепить в локальном акте?
Ответ: Приказ Минпросвещения 196 не предусматривает возможности отмены или снижения доплаты за квалификационные категории. Основной задачей аттестации является обеспечение дифференциации оплаты труда с учетом квалификационных категорий и объема работы педагога
Таким образом, положение об отмене доплаты за первую или высшую квалификационную категорию не может быть включено в локальные акты образовательной организации. Отсутствие сроков действия категорий не влияет на качество образования. Показатели профессиональной деятельности педагогов учитываются при установлении выплат стимулирующего характера и награждений.
В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей педагогом работодатель может применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), но это не связано с отменой доплат за квалификационные категории.
Вопрос: Кто может являться специалистом, осуществляющим всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогического работника в целях установления квалификационной категории, и как это должно быть оформлено? Могут ли в этом качестве выступать руководители образовательных организаций?
Ответ:_ _Специалисты, которые проводят всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогов, включаются в состав аттестационных комиссий.
Специалисты, участвующие в аттестации педагогов, могут быть включены в состав аттестационной комиссии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающими за формирование этих комиссий. При этом они определяют все вопросы, связанные с деятельностью аттестационных комиссий. Это включает условия привлечения специалистов, форму и периодичность заседаний, способы поощрения членов комиссии и другие условия их работы.
Руководители образовательных организаций могут выступать в роли специалистов, осуществляющих анализ профессиональной деятельности педагогов. Их участие оформляется в составе аттестационной комиссии, что утверждается соответствующими органами исполнительной власти, отвечающими за образование в субъектах Российской Федерации.
Вопрос: Квалификационные категории педагогов не имеют срока. Как это соотносится с ограничением срока действия самого приказа до 31 августа 2029 года?
Ответ:_ _Срок действия приказа № 196 до 31 августа 2029 года не влияет на сроки действия квалификационных категорий.
Вопрос: В порядке аттестации отражено содержание заявления педагогического работника: в заявлении в аттестационную комиссию педагогические работники сообщают сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях, об имеющихся квалификационных категориях, а также указывают должность, по которой они желают пройти аттестацию.
Из этого следует, что педагог в заявлении не указывает квалификационную категорию (первую или высшую), на которую претендует. Как в этих случаях члены аттестационной комиссии могут понять, на какую именно категорию – первую или высшую – претендует заявитель, например, в случае окончания срока действия первой квалификационной категории? Должна ли аттестационная комиссия устанавливать это самостоятельно?
Ответ: Аттестационная комиссия для педагогов не имеет права самостоятельно определять квалификационные категории педагогов. Аттестация проводится на основании заявлений педагогических работников, в которых они указывают желаемую квалификационную категорию. Педагоги должны четко обозначать в заявлении, на какую категорию (первую или высшую) они претендуют.
Если педагог подает заявление на высшую категорию, то он должен иметь или ранее иметь первую или высшую категорию по одной из должностей. Также педагоги должны указывать уровень образования, результаты профессиональной деятельности и имеющиеся квалификационные категории.
Вопрос: Порядком аттестации не предусматривается конкретный перечень государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия и иных наград. Не предусматривается также классификация уровней наград по значимости, а также перечень профессиональных конкурсов по значимости и по направлению их проведения.
При этом аттестация учителей осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие у педагогических работников наград, званий, знаков отличия, сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах, а также на основе результатов их работы.
Возникают следующие вопросы:
– каким образом должны подтверждаться сведения о наградах и достижениях педагогических работников, представляемых в аттестационную комиссию?
– кем должно устанавливаться соответствие результатов работы педагогических работников показателям, предусмотренным пунктами 35, 36 Порядка аттестации?
Ответ:_ _Сведения о наградах, званиях, знаках отличия, результатах конкурсов и иных достижениях, которые педагоги указывают в своих заявлениях для аттестации, подтверждаются документально. Подтверждение может осуществляться руководителем образовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Кроме того, соответствие результатов работы педагогического работника показателям, указанным в пунктах 35 и 36 Порядка аттестации, может быть подтверждено тем же руководителем. На основе таких подтвержденных сведений аттестационная комиссия принимает решение о присвоении квалификационной категории педагогическому работнику.
Вопрос: В случае отказа педагогическому работнику, который имел первую или высшую категорию, при аттестации в установлении высшей категории, сохраняется ли за ним какая-либо квалификационная категория, а также может ли аттестационная комиссия принимать решение об установлении квалификационной категории по своему усмотрению?
Ответ: Необходимо учитывать время, когда педагогическому работнику была установлена первая или высшая квалификационная категория. Если педагогический работник проходил аттестацию на первую квалификационную категорию по новому порядку, но уже имел первую квалификационную категорию по предыдущему порядку, и срок ее действия еще не истек, то данная категория сохраняется до окончания срока ее действия.
Педагогические работники, которым отказано в установлении квалификационной категории, могут обратиться в аттестационную комиссию для повторной аттестации на ту же категорию не ранее чем через год с момента принятия решения об отказе.
Если педагог проходил аттестацию на высшую категорию и имел первую квалификационную категорию, срок действия которой не истек на момент отказа в установлении высшей категории, то первая квалификационная категория сохраняется до окончания срока ее действия.
При этом педагог, которому отказано в установлении высшей категории, может подать заявление на аттестацию для получения первой квалификационной категории в любое время, поскольку отказ в установлении высшей категории не означает отказ в установлении первой категории.
Вопрос: Должны ли аттестационные комиссии при проведении аттестации оценивать результаты работы педагогических работников, имеющих награды, звания, знаки отличия и иные достижения в педагогической деятельности, с учетом показателей, предусмотренных пунктами 35 и 36 Порядка аттестации, если проведение аттестации таких педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории осуществляется на основе сведений о наградах и достижениях?
Ответ: При подаче заявления на аттестацию в целях установления квалификационной категории педагоги должны учитывать, какие показатели их профессиональной деятельности будут оцениваться. Наличие подтвержденных сведений о наградах, званиях, знаках отличия и результатах участия в конкурсах позволяет педагогу пройти аттестацию без необходимости назначения конкретных специалистов (экспертов) для всестороннего анализа его деятельности. Однако это не исключает оценку его профессиональной деятельности на основе показателей, указанных в пунктах 35 и 36 Порядка, при условии, что его деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
Эти разъяснения помогут педагогам лучше понять процесс аттестации, порядок установления квалификационных категорий и критерии, на которые они должны обратить внимание при подготовке своих заявлений.
Вопрос: У работодателя есть веские основания возражать против прохождения педагогическим работником аттестации на квалификационную категорию "педагог-методист" или "педагог-наставник", несмотря на наличие положительного решения педагогического совета.
Что он должен делать: не предоставлять ходатайство или разместить в ходатайстве отрицательное заключение о деятельности педагогического работника? Возможно ли проведение аттестации в отношении педагогического работника на квалификационную категорию "педагог-методист" или "педагог-наставник" при наличии положительного ходатайства руководителя организации, но отрицательного решения педагогического совета?
Ответ: Если работодатель имеет серьезные причины не соглашаться на аттестацию педагога на квалификационные категории "педагог-методист" или "педагог-наставник", несмотря на положительное решение педагогического совета, ему следует представить в аттестационную комиссию соответствующее отрицательное заключение о деятельности этого педагогического работника.
Порядок проведения аттестации требует предоставления ходатайства работодателя для аттестации на квалификационные категории "педагог-методист" и "педагог-наставник". Если работодатель отказывается предоставить такое ходатайство, то аттестация не будет проводиться.
Даже если руководитель организации подает положительное ходатайство, но педагогический совет выносит отрицательное решение, то проведение аттестации на указанные категории будет невозможным. Порядок аттестации ясно указывает, что решение педагогического совета играет ключевую роль в процессе аттестации. Таким образом, работодатель должен предоставить соответствующее заключение о деятельности педагогического работника, а решение педагогического совета является определяющим фактором для возможности проведения аттестации на указанные категории.
Вопрос: Как соотносятся новые квалификационные категории "педагог-методист", "педагог-наставник" с понятиями "региональный методист", "региональный наставник"? Может ли быть закреплен в отраслевом соглашении упрощенный порядок аттестации в целях установления квалификационных категорий "педагог-методист" и "педагог-наставник" для региональных методистов и региональных наставников?
Ответ:_ _Понятия "региональный методист" и "региональный наставник" не предусмотрены порядком аттестации педагогических работников. Новые квалификационные категории "педагог-методист" и "педагог-наставник" направлены на оценку методической работы и наставничества, проводимых непосредственно в образовательной организации.
В отраслевом соглашении может быть установлен упрощенный порядок аттестации для региональных методистов и наставников, но это должно соответствовать законодательству и требованиям, предусмотренным Порядком аттестации. Однако следует отметить, что процесс аттестации все равно должен быть основан на ходатайстве работодателя и положительном решении педагогического совета, как это предусмотрено в порядке аттестации.
Чтобы правильно организовать аттестацию и успешно получить квалификационную категорию, необходима тщательная подготовка. В Институте ЕВИДПО есть более 100 курсов повышения квалификации и переподготовки по школьной педагогике. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки, а для групп действуют скидки.
Например курс Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС. Квалификация: Учитель начальных классов . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
Аттестация педагогических работников регулируется Приказом Минпросвещения 196. В статье подробно рассматривается процесс этой аттестации, включая установление квалификационных категорий "педагог-методист" и "педагог-наставник". Обсуждаются вопросы отказа в аттестации и возможности проведения процедуры для региональных методистов и наставников.
Главное заключение: соблюдение установленных правил и роли педагогического совета важны для определения квалификационных категорий учителей.
Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4